13 апреля отмечается Всемирный день рок-н-ролла. Чем не повод поговорить о рок-н-ролльных изысканиях Валерия Леонтьева?
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEg1KP7tBSYQgAv4fB-4aHcO95POxZa26bsqxwqRV3FlaM-a02MMGAwJV3C4N0XvXTlqv0LnwBANjYoyW5i2Qk47Xm0tIYskqEJod7yMW3n-fDXFkxtlitCakK6-aLrUseINhyNTZx8yp4U/s16000/40.jpg)
Заметный период добавления рок-красок в аранжировки своих песен у Леонтьева пришёлся на вторую половину 1980-х годов. Не то, чтобы в более ранний период не было композиций в рок-н-ролльном стиле. Да, в начале 1980-х пресса окрестила певца «дитя диско». Но можно вспомнить такие песни, как «Бегу по жизни», «Старый город в ритме дождя», «Найти свою песню» («Хорошо быть звездой»), да и тот же «Зелёный свет». Всё это хоть и упаковано в эстрадную обёртку, но по стилю — рок-н-ролл.
Однако, основной репертуар, конечно, составляла дискотечная, лирическая, или как тогда говорили - просто «советская песня». Но В.Леонтьев всегда старался чутко реагировать на модные тенденции в музыке, и когда на фоне перестройки после 1985 года, как грибы после дождя стали появляться сотни рок-групп, а к 1987-му пластинки наиболее топовых из них уже разметали с прилавков музыкальных магазинов, стало ясно — чтобы продолжать оставаться актуальным своему времени, необходимо меняться.
Прежде всего, певец изменил внешний вид. Пышная кучерявая шевелюра гармонично смотрелась в огнях дискотечных юпитеров, но не очень монтировалась с тяжёлыми гитарными рифами. Вооружившись металлическими аксессуарами и облачившись в характерный прикид типиного рокера, Леонтьев стал снабжать аранжировки новых композиций ро́ковыми красками.
![Валерий Леонтьев поёт рок](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiMoyloX1OqoIFGLiiLOvJQdIfvnWEwOZVv_vI-pXw1P33UogP-QUY4jZ_O6Ojy6TB6a3kyJ4zFzRepJ7yFEtAaL12Wc77A0DRUPhEuv3dfGtilApEsldTi4qGB0TsD5MohyheV5qMxZXQ/s16000/41.jpg)
Руководитель его коллектива «Эхо» и по совместительству супруга Людмила Исакович, с энтузиазмом взялась за дело. Рассказывают, что даже появился устойчивый мем «Люсин металл».
Конечно, до «металлической» музыки новым леонтьевским песням было далеко, но уже на пластинке «Я — просто певец», которая вышла с опозданием на год — аж в 1988-м — почти половину композиций вполне можно причислить к жанру рок-музыки. «Маленький человек», «Небоскрёбы», «Выставка собак», с натяжкой и «Белую ворону».
Диск совершенно не выдержан по стилю, поскольку включает в себя песни 1986 и 1987 годов, то есть стык Леонтьева-диско и Леонтьева-рокера. Часть песен выдержана в дискотечной эстетике - «Знакомая сказка», «Я — просто певец», «Я не люблю». Кстати, последняя — единственная в альбоме песня о любви, что крайне не характерно для Леонтьева.
За такие контрасты певец отхватил от журналистов обвинения в неразборчивости и всеядности (в частности, статья «Парадные игры» в «Комсомольской правде» образца 1988 года»). Да-да, тогда ещё существовала журналистика, и она-таки изучала и анализировала, по мере сил, творчество артистов, а не их интимную жизнь. В прессе вполне мог разгореться горячий заочный спор между музыкальными критиками по поводу той или иной одиозной персоны. И Леонтьев, пожалуй, чаще других становился объектом таких дискуссий.
![Валерий Леонтьев в спектакле Джордано](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjKI7DgWaVVUAhaeEvUQXloWgVweZx2uvZaGlUWNQ6deCF9x3mjXU6He2YlqHF0GrkqMcdWY_fCtu1DSlEb-GhC12JawW1tTzWU_Gr4dOPFh0FEDLec_yBng1LIfbL_wCu9_RXqZ1zZJVM/s16000/4037.jpg)
Словом, стало ясно, что певец пустился в эксперименты, поиск новых красок, нового себя. Апофеозом этих поисков станет музыкальный спектакль «Джордано». Только ради этого стоило пуститься «во все тяжкие».
Следующие две пластинки, которые выходят в один год - «Грешный путь» и особенно «Дело вкуса» - становятся пиком рок-н-ролльных изысканий Валерия Яковлевича. Газмановские «Хобби», «Грешный путь» и «Дело вкуса», тальковские «Примерный мальчик» и «Друзья-товарищи» как нельзя лучше соответствуют духу времени.
![Валерий Леонтьев поёт рок](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhRJ8EXxOG-yBGDJzs1Rhs8JzulpdjIcWw8bI-wjVLDCif-bcAKUrRAZwkzjDvddT_uAboNGXFM75V8GesxNrwkO_TgNtYk_8ymFYGCHKF4nLb5K9jTpAoViWMcl4DFLElmfdwZzDYeUI4/s16000/44.jpg)
Кроме того, надо отметить, что в те весёлые годы далеко не все песни, которые записывал Леонтьев, попадали в официально издаваемые альбомы. Например, в уже упомянутой выше статье в «Комсомолке» утверждается, что певец записал в 1987 году более 50 песен! Возможно, это некоторое преувеличение, а число 50 взято из речи самого Леонтьева на одном из концертов, где он информировал публику о том, что «за полтора года, которые мы не виделись, я справил пальтишко и записал 50 песен». Ок, пусть так. Пусть не за год, а за полтора. Но всё равно, по нынешним меркам — колоссально! А сколько песен за эти полтора годы было официально издано? Восемь? А где остальные, позвольте осведомиться?
Честно говоря, читая тогда такие статьи, становилось даже страшно: выходит, что где-то там, сокрыто от наших глаз и ушей существует некий иной Леонтьев, которого мы совершенно не знаем, а всё, что видим и слышим — только верхушка айсберга.
![Валерий Леонтьев поёт рок](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhROvSaO_t2lzGx07obMnCHollcA8sEFOxV02N-UuyoMQCM6op__peLw0Rpn8foiURo2ZGK_hpXAC_zrHpojkh6szxJXxzoeokuOXxHoZPMns5vbxzfQ7fUytE0tTe2aInblFke4RX2XuI/s16000/42.jpg)
Конечно, часть песен просачивалась в эфир помимо альбомов. Если говорить о «рок-периоде» 1987-1988 годов, то можно назвать такие вещи, как «Заклинательница змей», «Маленькая колдунья», «Коломбина», «Люди с забинтованными лбами», «Кукарача», «Я не тону», «Старые афиши», «Шпионка»… Почти все они хотя бы один раз были показаны по центральному телевидению. Кое-какие крохи («Стоп», «Между стульями», «Свет милосердья») можно было собрать из сборников советской эстрады, с завидной регулярностью и непонятно кем составляемых и распространяемых через «студии звукозаписи» в рамках сферы бытовых услуг населению. Можно было прийти в такую студию со своей кассетой и за небольшие деньги заказать свежую запись исполнителя или сборника из имеющегося в распоряжении студии списка.
Скажем, 45-минутный «концерт» под незатейливым названием «Леонтьев-88» содержал в себе необрезанную версию песни «Маленький человек», ту же «Коломбину», которая не вошла в официальный альбом, «Кукарачу» и «Маленькую колдунью» - по тем временам с вполне приличным качеством. Особенно в сравнении с попытками записывать с телевизора. До сих пор ясно помню шок от мало того, что безжалостно кастрированного концерта «Валерий Леонтьев в Лужниках» 1988 года выпуска, где от двухчасовой программы оставили рожки да ножки — 35 минут, так ещё и умудрились так срезать частотный спектр звукового сопровождения, что от всего привычного богатства леонтьевских аранжировок остались только шипящие звуки, цыканье тарелок на ударных и верхняя середина ревущих гитар. И это был тогдашний «первый канал»!
![Валерий Леонтьев в Лужниках 1988](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhvfd0h9fpXGddqypubE5BCibJOIoNciobpJA0Xwfh-81QKvM3dGJNeqkMFj34uPY7e8mAh0rV0lURrEIfuTbWYfBtOJyXWQHQkcNeRXt4OJVdHwldNE0h-Rk5_fgkBKaQFbc4LwIb1HnA/s16000/45.jpg)
Из аналогичного «альбома» «Леонтьев-89» можно было разжиться «концертной» версией «Коломбины», «Шпионкой», «Людьми с забинтованными лбами», «Стульями» и «Светом милосердья».
Так и собирали крохами, ходили друг к дружке с магнитофонами, переписывали по много раз с кассеты на кассету, компилируя свои сборники песен любимого артиста. Участь провинциалов с проводными радиоприёмниками и двумя каналами телевидения. Зато сколько было энтузиазма и радости от каждой добытой новинки!
![Валерий Леонтьев Доктор время](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgnFKPMmrF_MrfXmygDCp0eXt-euLvSeeWkwrU7FDosSgckLWmlS6cUFrluu3nj_sgPcc0FarvD3iAFyKfy76ul0v1iC3ypwcW_pDk_2BOZv5a6AsdJ1EZkEZeD32gt3nq9vibOk_LFLgk/s16000/46.jpg)
Рок-период Валерия Леонтьева постепенно пошёл на спад после спектакля «Джордано». Певец заявил в 1989 году, что устал от социальной тематики и очень соскучился по хорошей драматической песне. И тогда появляются «Доктор время», «Грешный путь», который, кстати, целый год (!) занимал лидирующие позиции в «Хит-параде ТАСС». А ещё «Память», реинкарнация «Птицы в клетке», «Дай мне уйти с тобой»…
И «Доктор время», и «Грешный путь» сделаны очень крепко в плане аранжировки, но всё же представляют собой, скорее, жанр драматической песни (с которым всегда так прекрасно справлялся Леонтьев), нежели рок-баллады. Это стык музыкальных стилей, который, обычно, определяют как «поп-рок». В последние лет 15 Валерий Яковлевич снова время от времени стал выдавать композиции, выдержанные в этом жанре - «Люди не птицы», «Не надо яда», «Замерзаю», «Ночной звонок», «Снайпер-любовь», «Любовь-капкан».
"И не то чтобы я раздираюсь, хочу петь рок. Но мне просто интересны бывают песни, в которых есть крепкая роковая основа. И всегда хочется на эту роковую ритмику посадить яркую мелодию, красивую, а с этим большая беда"По итогам хит-парада 1990 года в ТОП10 лучших шоу вошла и «Рок-н-ролльная программа Валерия Леонтьева». На этом эксперименты с роком закончились. Вероятно, артист несколько устал от него, как и вся страна, быстро давшая крен от «Алисы», «Арии» и «Наутилуса» к «Ласковому маю», «Миражу» и Жене Белоусову. Надо было снова меняться, чтобы оставаться на плаву. Но это уже другая история.
Со Всемирным днём рок-н-ролла вас, товарищи!
Ольга Новикова