29 апреля 2021

Леонтьев и кино: нереализованный потенциал

С юных лет Валерий Леонтьев проявлял артистические способности. Учился он или затем работал - непременно принимал участие в различных формах самодеятельности, в том числе, играл в театре. И однажды-таки решился попытаться поступить в ГИТИС. Правда, до конца эту затею не довёл. Провинциальному юноше не хватило уверенности в себе.

Валерий Леонтьев в  молодости

Покорить Олимп эстрадной песни оказалось проще. А уже став известным певцом, Леонтьев обратил на себя внимание кинорежиссёров. Тем более, что эстрадные номера молодой звезды отличались артистизмом, элементами актёрства.

Первым опытом работы в кино в качестве драматического артиста стала роль портного Олега в фильме «На чужом празднике» в 1981 году. Роль совсем небольшая, но всё-таки — роль. Справился с ней молодой Валерий вполне прилично. Если бы режиссёр не озвучил роль Леонтьева другим голосом, вероятно, получилось бы ещё убедительнее.



Но похоже, что кинорежиссёры не разглядели в Леонтьеве актёрского потенциала, потому что следующий опыт в кино (и снова эпизодический) у певца состоялся только в 1985 году.

Были и объективные факторы актёрского «кинопростоя» Леонтьева. Во-первых, в советской киноиндустрии талантов хватало. Причём, во всех амплуа. Какой смысл возиться с непрофессиональным актёром? Поющие актёры тоже были: Валерий Золотухин, Олег Анофриев, Николай Караченцов, Михаил Боярский, Людмила Гурченко, Виктор Кривонос...

Валерий Леонтьев:
- В кино я хотел бы сыграть человека неустроенного, борющегося с собой, с ситуацией. Но в мире кино нет недостатка в актёрских силах. Вокруг режиссёров ходят толпы.
Во-вторых, многим режиссёрам сложно было увидеть в Леонтьеве образ, отличный от уже созданного им на эстраде. Образ, прекрасно вписывающийся в жанр популярной песни, пусть даже «театра песни»… Но уже в середине 1980-х
сложно было представить себе эстрадную супер-звезду в роли рабочего-станочника, чиновника или офицера красной (белой, серо-буро-малиновой) армии. Киноопыт был и у Пугачевой, и у Ротару. Причём, играли они как раз-таки не заводских прядильщиц, а эстрадных певиц, то есть, по сути, сами себя. И опыт этот нельзя назвать удачным.

Вот что говорил режиссер Евгений Гинзбург по поводу желания Леонтьева сниматься в кино:

- Понимаю, что он хочет. Но боюсь, что он в любой роли не сможет уйти от себя самого — не сможет поменять себя резко, попытается сохранить ту дистанцию, которая неизбежно возникает между «звездой» и поклонниками.
Похоже, что после большой роли в фильме «Экстрасенс», Леонтьев и сам понял, что киноактёр — это совсем другая профессия, которой надо серьёзно учиться и отдавать все свои силы.

А пока ему предстояла ещё одна небольшая роль, на этот раз в фильме «Не ходите, девки замуж», где партнёром его стал известный актёр Вячеслав Невинный.



С ролью певца Валерия Леонтьева певец Валерий Леонтьев тоже справился неплохо 😉. К счастью, в этот раз режиссёр фильма разрешил артисту самому озвучивать свою роль.

В различных интернет-источниках типа Википедии, сайтов «Кинопоиск», «Кинотеатр» и других Валерию Леонтьеву приписывают ещё несколько ролей в кино. Например, эпизоды в фильмах «Страховой агент» и «Гений». Это дезинформация.

В титрах к фильму «Страховой агент» последним среди эпизодников действительно числится «В. Леонтьев». Однако, речь идёт об однофамильце певца, каскадёре Валерии Викторовиче Леонтьеве.

Что касается фильма «Гений», то не просматривается в нём Леонтьев в качестве камео. Вероятно, имеется в виду эпизод, когда главный герой в исполнении Абдулова тусуется с известными персонами. Там действительно много камео - Жванецкий, Градский, Ярмольник, Збруев, Караченцов… Даже Лужков! Но Леонтьева нет. Вообще из кучерявых в кадре появляются только Макаревич и Газманов. Кто и как там разглядел Леонтьева — загадка. Да и зачем артисту было мелькать в таких фильмах?

Правда, одно совершенно бессмысленное появление Леонтьева в кино всё-таки состоялось — в ленте «Захочу — полюблю». Певец в красивом костюме несколько секунд поднимается по лестнице. И всё. Этот эпизод никак не вписан в контекст фильма, совершенно не несёт никакой смысловой нагрузки.


Историю своего появления в картине «Захочу — полюблю» Леонтьев рассказал в программе «Акулы пера»:

- Помню, что мне очень не понравилась съёмочная атмосфера. В ситуации, которой я оказался, было ощущение полной неподготовленности к съёмкам. Я успел снять примерно 30-секундный эпизод, после которого отказался продолжать съёмки и покинул съёмочную площадку. Фильм вышел. Этот эпизод, когда я поднимаюсь по лестничному пролёту, был в фильм вмонтирован, и я шёл в титрах рекламного ролика первым лицом. Тогда я вынужден был обратиться к представителям прессы для того, чтобы сказать, что я не имею никакого отношения к этой картине и моя фамилия, которая стоит в рекламе, никоим образом не должна привлекать тех людей, которые меня хотели бы увидеть в кино.
В 1986 году на экраны вышел музыкальный фильм «Как стать звездой?», где Валерий Леонтьев стал одним из главных героев. В картину вошло пять  песен в его исполнении: четыре - композитора Виктора Резникова и "Кабаре" Раймонда Паулса.



К исчерпывающему комментарию об этой киноработе самого Валерия вряд ли можно что-то добавить:

- В картине «Как стать звездой» кино и не пахло, потому что я делал то же самое, что и на телевидении. Мне просто нужно было испытать, что это за зверь — кино, что значит быть перед камерой, какая атмосфера на съёмочной площадке. Но это музыкальное киноприключение на берегах Невы мне очень дорого!
Единственную пока большую драматическую роль Валерий Леонтьев сыграл в фильме «Экстрасенс». Он изображал там «вселенского злодея».


На мой неискушенный взгляд, изображать зло легче, чем добро. Зло как нравственная константа преподносится активными выразительными средствами: взгляд, жест, интонация. Попробуйте сделать грим злодея - уверен, у вас получится. И потом - грим доброго, отзывчивого человека - окажетесь в затруднительной ситуации. Для того, чтобы зритель поверил в добродетель, актёру надо заполнить себя добротой до краёв, используя при этом как можно меньше слов.
На съёмках этого фильма Леонтьев вполне вкусил все «прелести» актерского труда:

Однажды я два дня от восхода солнца до его захода просидел в болоте с пиявками, с пауками, с лягушками - нужно было отснять сцену, где меня в этом болоте топят. В фильме же эпизод занимает всего 35 секунд! Так я понял, что актеры кино зарабатывают свой хлеб трудом гораздо более тяжёлым, чем люди моей профессии!

Фильм «Экстрасенс» снимался в период «безвременья» - контрреволюционных процессов 1990-1991 годов. Тогда активно разрушались все сферы государства, в том числе и киноиндустрия. Картину, по задумке авторов претендующую на зрелищный фантастический триллер, постигла незавидная судьба — на большие экраны «Экстрасенс» так и не вышел — продюсеры не смогли разделить «шкуру неубитого медведя». Когда же фильм был издан на кассетах, а ещё позже — на DVD, отечественный зритель успел ознакомиться с лучшими образцами этого жанра в мировом кино, и творение режиссёра Геннадия Глаголева уже выглядело на их фоне дешёвой и блёклой поделкой. Несмотря на использование эффектных эпизодов с единоборствами и громких имён типа Сергея Юрского, Валерия Леонтьева, Эрнста Романова, Борислава Брондукова — сенсации не вышло.

Конечно, у Леонтьева были весьма амбициозные планы.

У меня была мысль экранизировать повесть братьев Стругацких «Малыш». Позвонил Аркадию Стругацкому, представился. Сказал, что хотел бы сыграть в таком фильме. «Где же вы раньше были, — сказал мне писатель. — Уже снимает киностудия «Баррандов». Где этот фильм?
Ряд ролей в кино не были сыграны по разным причинам. В несостоявшейся картине Марлена Хуциева Леонтьев мог сыграть Пушкина.

В конце 1980-х Николай Мащенко задумал фильм «Иисус Христос. Суд», пригласив на главную роль Валерия Леонтьева. Певец успешно прошёл фотопробы, но начало съёмок затягивалось по непонятным причинам. В конце концов, в одном из интервью режиссёра Леонтьев узнал, что на главную роль всё ещё рассматриваются несколько претендентов.

Валерий Леонтьев фотопробы на роль Иисуса

Поскольку певец уже успел предать гласности факт участия в новом фильме и, вероятно, не желая попасть в неловкую ситуацию,  публично отказался от роли. Позже, Леонтьев стал мотивировать свой отказ красивой историей о сложности совмещения роли Иисуса Христа и образа поп-артиста. Но вот - запись программы "Киносерпантин" от 1990 года, где певец рассказывает о готовящейся роли и его обращение к публике, где он от этой роли отказывается.



В 1998 году Юрий Кара решил снимать художественный фильм по роману Чингиза Айтматова "Тавро Кассандры" и пригласил для участия в нём Валерия Леонтьева. По задумке авторов проекта отдельные эпизоды должны были сниматься на борту космического корабля в условиях реального полёта. Несколько актёров, в том числе и Валерий Леонтьев, прошли большое количество тестов, тщательную проверку состояния здоровья на предмет возможности полёта в космос. Но с размахом задуманная авантюра не удалась. Юрию Каре сказали: "Зайцев в космосе не будет!"

В фильмографии певца принято указывать ещё несколько работ в мюзиклах типа «Золушка». Но какое отношение они имеют к художественному кино — мы уже знаем мнение самого Леонтьева.

Собственно, это весь небогатый киноопыт артиста. Валерий Яковлевич иногда сетовал на то, что у него не сложились взаимоотношения с телевидением (вопрос дискуссионный — скорее, не сложились так, как ему хотелось бы), но с кинематографом они не сложились ещё больше. Совершенно очевидно, что актёрский потенциал Валерия Леонтьева остался нереализованным.

Жаль? Обидно? Безусловно. Однако, наверняка нераскрытым остался и потенциал Леонтьева-писателя, Леонтьева-художника, Леонтьева-фотографа… Нельзя объять необъятное.


Ольга Новикова

Поделиться: