29 марта 2021

Загадка скомороха. Евгений Гинзбург о Валерии Леонтьеве

Валерий Леонтьев в "Аттракционе" Евгения Гинзбурга

Евгений Гинзбург (1945-2012),
теле- и кинорежиссёр, сценарист. Специализировался на музыкальных театральных и кинопостановках.
Фрагменты беседы с журналистом Александром Юриковым.


🔼 Встреча эта произошла на фестивале поп-музыки в Ереване, первом, по-моему, у нас в стране. На этот фестиваль меня командировали от Центрального телевидения, дали мне камеру, очень хороших оператора и звукооператора и задание: снять как бы отчет о том, что такое фестиваль поп-музыки. Я воспринял это предложение как подарок судьбы: за границу меня не пускали, так хоть наш советский фестиваль посмотреть! Среди приехавших ансамблей и солистов оказался Валерий Леонтьев, который на ЦТ тогда был под строжайшим запретом.

Режиссёр Евгений Гинзбург
 
🔼 Сам фестиваль проходил на территории велотрека, и вот там я впервые увидел выступление Леонтьева. Он меня тогда потряс — и своим репертуаром, очень неординарным, сразу выделяющим его из общей эстрадной массы, и своим видом — совершенно нехарактерным для советской эстрады того периода. Собственно говоря, символом нашей эстрады служили тогда несколько популярных имен, вокруг которых крутились все телевизионные интересы. Это Пугачева, Ротару, Кобзон, «Веселые ребята»... Вот и все. Да, еще Пьеха. Вот что было нам доступно. И вдруг — появление совершенно нового артиста.

🔼 На меня так подействовало его появление на сцене, что я попросил оператора отдать мне камеру и пошел снимать Леонтьева сам (в далеком прошлом я оператор). Ощущение воздействия Леонтьева на огромную взрывную аудиторию в процессе живого концертного общения — вот что было удивительным и малознакомым. Одно дело — телевизионная студия, в которой я привык видеть эстрадных исполнителей, другое — огромное спортсооружение, за-полненное ревущей толпой. Леонтьев поразил меня прежде всего своей открытой артистичностью, своим, грубо говоря, клоунским имиджем. Я снимал его с огромным удовольствием. Надо сказать, что успех он имел на том концерте совершенно обвальный.

Валерий Леонтьев молодой

🔼 Когда я привёз материал в Москву и показал на худсовете редакции, то запрет на эфир возник сразу. По поводу Леонтьева ни одного положительного мнения я не услышал. Хотя то, что он делал, было, на мой взгляд, и на экране очень здорово.

🔼 Леонтьев был мне все время интересен. Но обратиться к нему как режиссёр я не мог: существовал категорический запрет на его использование в популярных программах... Если вы заявляли, что у вас в программе будет Леонтьев, то слышали в ответ: «Программа будет, если в ней не будет Леонтьева». Я понимал, что это связано с необычностью, нестандартностью этого артиста, вступавшими в противоречие с косным, замшелым взглядом на сам жанр.

🔼 Тем не менее он стал где-то появляться, мелькать на экране. И когда родилась идея «Новогоднего аттракциона», который должен был сниматься в старом цирке на Цветном бульваре, мы, естественно, заявили Валерия как одну из «звезд» этого шоу. Много в связи с этим пережили неприятностей, но так как к тому времени он даже появился в концерте, посвященном Дню милиции, — Щёлоков разрешил — неприятности эти уже не носили безнадёжного характера. Нам позволили включить в программу его выступление с условием, что репертуар будет продиктован телевидением. В тот период круг композиторов, писавших для Валерия, был достаточно широк. В частности, впервые тогда обратилась к нему Александра Пахмутова. Собственно, это нас и выручило. В «Аттракционе» Леонтьев исполнил две ее песни.

Ввалерий Леонтьев 80-е годы

🔼 Мы его поднимали под купол цирка на вытянутой руке. Само по себе ново и необычно: эстрадный артист вдруг начинал действовать как цирковой. На зрителей это производило огромное впечатление. До того, как предложить Валерию такую схему номера, я сам проделал подъем наверх на вытянутой руке. Было и больно, и страшно. И я не испытывал уверенности, что он согласится. Но Валерий пошел на это — практически без всяких средств страховки. Просто вытянул руку, на нее — незабинтованную — надели петлю, и Леонтьев взлетел под купол. Причем во время исполнения номера он не знал, когда его поднимут, и мог только догадываться, в какой момент его опустят. Но эффект, повторяю, был невероятный!

🔼 Работа с ним на площадке — в самом цирке — была контрастной по отношению к работе с большинством других актеров. Это был человек, готовый к любой импровизации, к ломке стереотипов в области жанра. Если, например, Иосифа Кобзона трудно было убедить в том, что его выступление должно стать частью необычного по тем временам действа, то с Валерием этот разговор шёл при полном взаимопонимании. Например, Леонтьев исполнил польскую песню с великолепным русским текстом Бориса Пургалина «Разноцветные кибитки» — она сразу стала шлягером. «Одели» мы эту песню чрезвычайно ярко: Леонтьев исполнял ее на фоне дрессированных медведей, воздушных акробатов, среди танцующей массовки — и был удивительно органичен в этой ситуации.

🔼 Мы с ним работали на трех «Аттракционах». Он всегда поражал меня своей удивительной открытостью, готовностью искать новые, еще неиспользованные выразительные средства. Применяли мы и специфические цирковые средства: он ходил по канату, делал колесо, ездил вместе с Аллой Пугачевой на маленьком автомобильчике. Работа с ним была радостной и свободной. Часто актеру мешает раскрепоститься внутренняя запрограммированность, заданность: он не может стать естественным, превратиться в ребенка. Для Валерия это не проблема.

Валерий Леонтьев 1985

🔼 Кончились «Аттракционы» — и я надолго расстался с эстрадой. Ушел в кино, стал снимать музыкальные картины. Я всегда помнил о том, что есть артист, которого обязательно надо использовать. И когда пытался «внедрить» Валерия в какой-то из моих очередных мюзиклов — кинотелевизионных, — вдруг начинал понимать, что как личность он ярче самой затеи. Он сам по себе. Я понял, что не снимаю его не потому, что не хочу или не могу, а потому, что для него надо придумывать специальную историю.

🔼 ...Его путь — это работа на публике, на живой публике. Живое общение со зрителем — здесь он сильнее многих и умнее многих! Его мощная внутренняя энергия не передается на телеэкран, более того, часто работает против него. 

🔼 ...В нём есть некая загадка — загадка клоуна, скомороха. Он сам ещё не «сформулировал» себя. Когда он меняет прическу, меняет внешний вид — сегодня он поп-звезда, завтра весь в «металле»— я начинаю думать, что он не прав. Поиски самого себя должны идти гораздо глубже. 

Поделиться: