Дитя диско
Валерий Леонтьев ворвался в пространство советской эстрадной музыки стремительно, как ураган. Победа в 1979 году в Ялте на "I Всесоюзном конкурсе на лучшее исполнение песен стран социалистического содружества", стала поводом для знакомства, как минимум, с таким корифеем советской музыки как Давид Тухманов. Ведь именно его песню - “Памяти гитариста” - Леонтьев выбрал для показа на конкурсе. Кроме того, как лауреат он получил возможность записать для «Мелодии» свой первый миньон.Несмотря на то, что в ближайшие годы пресса будет позиционировать молодого певца, как “дитя диско” (благодаря тогдашней моде и ряду танцевальных хитов Тухманова и Резникова), всё же начал Валерий свой путь к широкой известности с драматического материала. И справился с ним настолько хорошо, что стал лауреатом конкурса.
Эксцентричная манера поведения на сцене производила на тогдашнего зрителя неизгладимое впечатление. И продемонстрировать свою неутомимую энергию молодой певец мог, прежде всего, на танцевальном материале. Эти песни лучше запоминались.
Однако, если мы посмотрим на леонтьевский репертуар тех лет более полно, то увидим, что он вполне уравновешен: танцевальные ритмы соседствуют с серьёзными, подчас философскими балладами - “Там, в сентябре, “Бреду по жёлтым склонам”, “Когда-нибудь”, “Зеркало и шут”.
Валерий Леонтьев - "Там, в сентябре"
Скачать архив ранних песен Валерия Леонтьева в хорошем качестве >>
- Дитя диско
- Эстрада - лёгкий жанр
- Разрыв шаблонов в представлениях о Леонтьеве
- Где золотая середина в балансе репертуара?
- Драматический талант Валерия Леонтьева
Кстати говоря, 8-минутная “Там, в сентябре” сразу же, по итогам 1980 года, заняла 2-е место в хит-параде “Московского комсомольца”. А в категории “Лучший певец” Леонтьев вообще стал первым!
Те, кто упрекали артиста в легковесности подавляющего большинства песен, просто недостаточно были знакомы с его творчеством. Так, неким откровением для широкого советского зрителя стало выступление Валерия Леонтьева на “Музыкальном ринге” в 1986 году. Прежде всего, бросался в глаза резкий контраст привычного телевизионного образа Леонтьева-певца и Леонтьева, беседующего с публикой.
Лёгкий жанр
Эстрадный жанр, по сравнению с классической музыкой или джазом, считается чем-то лёгким, несерьёзным. Этому можно найти объяснение. Действительно, диапазон в две октавы для вокала профессионального солиста эстрады считается вполне достаточным (к сравнению - диапазон голоса Александра Градского составляет 4,5 октавы). Для воспроизведения эстрадной музыки, как правило, нет необходимости в консерваторском образовании, большинство популярных песен обходятся несколькими несложными аккордами.Однако, к делу можно подходить по-разному. Ограничиться тремя “блатными аккордами” и простеньким мотивчиком, который без подготовки повторит любая домохозяйка. Или создать более сложное полотно, проявить фантазию, использовать опыт и образование (если, конечно, оно есть).
Такие композиторы, как Давид Тухманов, Александра Пахмутова, Владимир Шаинский, Лора Квинт, Юрий Саульский - это мастера высшего класса, которые одинаково великолепно могут создавать и серьёзные произведения и эстрадные “шлягеры на день”. Подстать им солисты соответствующей квалификации - Алла Пугачёва, Валерий Леонтьев, София Ротару, Яак Йоала, Лариса Долина и другие. Всё-таки, в советское время безголосым певцам и певичкам было сложно попасть на большую сцену.
Но запоминается широкой публике, как правило, именно простенькие мотивчики, которые легко повторить, подобрать и спеть под гитару. И хотя Валерий Леонтьев обычно старался держать некую планку, не опускаться до откровенной музыкальной пошлятины, всё же наиболее запоминающимися и модными становились песни попроще, поразвлекательнее, потанцевальнее. Такова природа поп-культуры, с этим ничего не поделать. Поэтому в эфирах радио и ТВ звучали, в основном, не особо отягощённые философскими размышлениями песни Леонтьева.
Разрыв шаблонов
С чем ассоциировался певец в середине 1980-х у рядового зрителя? “Дельтаплан”, “Ярмарки”, “Все бегут, бегут….” И вдруг на “Музыкальном ринге” звучат “Легенда”, “Звёздный час”, “Ангел мой крылатый”, “Звёздный сюжет”. Леонтьев не задумываясь отвечает на вопросы зрителей, грамотно, метко, его размышления не лишены интеллектуальности. Всё это не очень вяжется с тем блистающим гуттаперчевым образом, который зрители привыкли видеть с телеэкранов. Но певец логично и убедительно поясняет публике, чем он руководствуется при выборе репертуара, чем продиктована его манера двигаться и одеваться. Многие тогда резко поменяли своё отношение к Леонтьеву, иначе стали смотреть на его личность и творчество.Валерий Леонтьев - "Звёздный сюжет"
Где золотая середина?
Вопрос соотношения развлекательного и серьёзного материала в репертуаре певца всегда был актуальным. Как найти ту золотую середину, чтобы удовлетворить вкусы наиболее широкой аудитории? Всем мил не будешь, Леонтьев не червонец, чтобы нравиться всем. Кто-то никогда не принимал и не примет его манеру двигаться на сцене. Но при этом с удовольствием слушает серьёзные философские песни. Иной, наоборот, скучает - ему подавай блёстки, перья и кардебалет.Валерий Леонтьев - артист, который поставил своей целью как можно дольше “держаться на плаву”, и довольно успешно на протяжении уже десятков лет балансирует между развлекательным и серьёзным жанром. Вероятно, есть крен в развлекаловку, не раз приходилось отказываться от серьёзного материала даже против своего желания в опасении, что наступит “перегрев” зрителя сложными песнями. Такова плата за творческое долгожительство на сцене.
Драматический талант
Однако, кроме блистательно поставленных танцевальных номеров, Леонтьев, прежде всего - мастер драматической песни. Надо ли это доказывать после оперы "Джордано"? И тот факт, что певец вышел на большую сцену не в 18, а в 30 лет, уже имея за плечами приличный жизненный опыт - одна из причин прочного и стабильного успеха у публики. Человек пустой, лишённый кругозора и жизненных испытаний, личного опыта сложных взаимоотношений, никогда не сможет передать тот нерв, тот надрыв, за который мы так любим песни “Там, в сентябре”, “Затменье сердца”, “Доктор время”, “Грешный путь”, “Маленькая колдунья”, “Молитва”, “Одиночество”, “Вне сюжета”, "Ночной звонок", “Любовь-капкан”... Это фирменный стиль Валерия Леонтьева, который отличает его от других.Валерий Леонтьев - "Любовь-капкан"
Помните творческий вечер на “Новой волне - 2015”, где различные артисты перепевали песни Леонтьева? Много ли там было удачных римейков? И дело даже не профессионализме этих исполнителей - большинство из них довольно высокого уровня. Дело в фирменном стиле Леонтьева. Это его материал. Он пропустил его через себя, через душу и сердце, он - полноправный соавтор этих песен! Да, их можно перепеть по-другому. Но это уже будут совсем другие песни. Не леонтьевские.
Ольга Новикова